?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Социальный опыт СССР

Choose userpic
Председатель Комиссии
по ликвидации
культурологических последствий
четвертого крестового похода,

Мастер истории искусств

А.М. Бродский

 

Социальный опыт СССР

как часть социально консервативного синтеза.

В научной литературе неоднократно обсуждался вопрос о необходимости разработки программы модернизации России, которая бы не просто  учитывала историческую и культурную идентичность России, но и была бы адекватна этой идентичности. Своевременность и даже запоздалость такой программы определяется весьма долгим замалчиванием этой темы наукой и СМИ, в связи с настойчивыми попытками вместо этого подменить идентичность России, исходя из понимания модернизации, как, прежде всего «вестернизации», то есть воспроизведения на русской почве экономического либерализма Западной Европы и США. Между тем политический кризис в России в Октябре 1917 года, несомненно, являлся адекватной и предсказуемой  реакцией Российского общества на провал первой попытки такой модернизации в ходе Февральской Революции 1917 года. Когда генеральный секретарь  ЦК КПСС применил экономический либерализм во второй раз, это спровоцировало распад Советского Союза и катастрофическое падение промышленного производства в сочетании с «аномальной смертностью» на пост советском пространстве. Эта экспериментальная проверка "нового мышления" ясно показала, что единственно возможным результатом либеральной модернизации России может быть только ее полное уничтожение, и предлагать такое могут только люди «либо совсем не знающие своего народа, либо уж очень жестокосердные – коим и своя головушка полушка, и чужая шейка копейка».

  Необходимо отметить, что одним из факторов неадекватности сегодняшних попыток такой модернизации России является то, что США, de-facto занявшие в отсутствие серьезной конкуренции цивилизационную нишу либеральной сверх державы, теперь вполне предсказуемо возражают против возникновения на планете Земля вторых США. Уже только поэтому опыт либеральной модернизация запада заведомо не применим к модернизации современной России, которая должна быть понята как обеспечение макро-конкурентоспособности российской экономики в современных условиях стремительно глобализирующегося, жестко конкурентного мира, на основе социально консервативного синтеза. Эта задача требует, как неоднократно показывала экономическая наука [1,2], прежде всего защиту и обеспечение развития уникальных черт национальной экономики.  С этой точки зрения национальная идентичность является естественным конкурентным преимуществом России, а не недостатком от которого необходимо избавляться. Среди особенностей России как цивилизации в первую очередь следует отметить укорененность национальной культуры в Православии, результатом которой явилась «холистичность» русской политической культуры и ее способность к "вселенскости", то есть к раширению через инкорпорирование других народов и культур [3,4]. Более того, именно Православие, на седьмом Вселенском Соборе осудившее ересь "филитизма" (религиозную дискриминацию по национальному признаку), создало основу способности России интегрировать в российский цивилизационный проект другие народы, без утери ими национальной или религиозной идентичности, что само по себе является альтернативой проваливающемуся  прямо на глазах проекту унифицирующей либеральной глобализации по образцу американского «плавильного котла», основная идея которого - стереть ластиком социального дарвинизма национальные культуры, низведя человека до состояния чистого листа бумаги, на котором можно писать "новую историю нового человека". .(modern history of a modern man).

Другой особенностью  России, которая является ее естественным конкурентным преимуществом, является опыт  жизни в СССР -  государстве, хотя и совершившем множество преступлений и во многом чуждого русской культуре, но, несомненно, добившемся выдающихся успехов в социальных вопросах,  решение которых казалось совершенно  невозможным всего 100 лет назад. Трезвый анализ этих успехов представляет огромный интерес не только для современной России, но и для всего человечества. Эти достижения отмечали даже такие враждебно настроенные к СССР деятели, как Уэллс, Черчилль, Рузвельт. Среди этих достижений следует отметить следующие:

  1. Четкая и эффективная организация армии и флота для защиты народа и геополитических интересов государства, доказавшая свою народность и способность к мобилизации в ходе Великой Отечественной Войны.
  2. Высокая организация промышленности, позволившая в кратчайшие сроки провести индустриализацию и  создать ВПК гарантировавший сохранение страной независимости. Беспрецедентный  мобилизационный потенциал российской промышленности позволил в ходе ВОВ компенсировать потери от оккупации части территории, а после окончания войны быстро восстановить разрушенную экономику. Был обеспечен не только ракетно-ядерный паритет с НАТО, но и довольно высокий уровень жизни.
  3. Решение проблемы энергообеспечения    - прежде всего осуществление программы ГОЭЛРО и ЕЭС, развитие гидроэнергетики, создание единого энергетического комплекса страны, начиная с геологоразведки и заканчивая строительством мощных атомных реакторов. Именно на этом сегодня паразитируют энергетические олигархи России, именно это сегодня пытаются копировать США. И именно от этого нас хочет отлучить Руководство РАО ЕС.
  4. Общедоступное и передовое в мире образование, позволившее вовлечь в науку и созидательное творчество огромное количество талантливых людей и создавшее беспрецедентную систему социальных лифтов.   
  5. Наука, которая позволила создать полный цикл исследований и выйти на передовые позиции по целому ряду технологий и отраслей промышленности. Успехи: фундаментальная наука, освоение космоса, приоритет в создании лазеров.  Выдающиеся ученые: Вавиловы, Семенов, Фридман, Капица, Тамм, Зельдович, Ландау, Гинзбург, Прохоров,  Королев. 
  6. Система всеобщего высококачественного здравоохранения, позволившая практически подавить такие болезни как туберкулез, сифилис, диабет и т.д.
  7. Феноменальное развитие культуры и искусства, особенно литературы, музыки и кино, особенно мультфильмов. Достаточно вспомнить следующие имена: Шолохов, Пастернак, Булгаков, Чабуа Амирэджибэ, Шостакович, Шнитке, Эйзенштейн,  Тарковский.
  8. Решение национальной проблемы, которое, несмотря на всем известные недостатки, обеспечило удивительное развитие национальных культур и подъем уровня жизни национальных окраин.
  9. Существенное продвижение в решении жилищной проблемы, которое оказалось весьма сложным в условиях разрушительных мероприятий, осуществленных в первые годы советской власти, включая коллективизацию, насильственную урбанизацию и другие антигуманные проекты государства.
  10. Весьма продвинутое социальное обеспечение – пенсии, обеспечение инвалидов, детство и материнство.
  11. Освоение Севера и организация геологоразведки и добычи полезных ископаемых.
  12. Коллективное сельское хозяйство и природопользование.

 

Но наибольшее впечатление, несомненно, производят взаимоотношения между людьми в СССР, по крайней мере, как идеал, к которому стремились миллионы - взаимопомощь и сотрудничество, «порядочность», создание единого культурного пространства СССР и стран социалистического лагеря, отсутствие ожесточенной борьбы за существование и «закона джунглей». Эти взаимоотношения, несомненно, были продуктом социальной структуры общества и привели к созданию новой исторической общности людей – советского народа. Существование этого народа хотя и скрыто искусственно проведенным и незаконным разделением на «национальные государства», но его голос все больше и больше набирает силу в виде интеграционных процессов на пост советском пространстве (Приднестровье, Абхазия, Казахстан, Восточная Украина, Киргизия).

В чем же причина того, что эти взаимоотношения на основе «морального кодекса строителя коммунизма» пережили создавшее их государство и социальную систему? Вероятно,  это связано с тем, «что моральный кодекс строителя коммунизма» был практически списан с моральных заповедей Священного Писания, в том числе Нового Завета и отвечал «почвенным», исторически обусловленным идеалам Русского народа, характер и культура которого сформировалась под влиянием Православия. С этой точки зрения можно сказать, что, несмотря на антихристианскую, богоборческую сущность коммунистической идеи «построения рая на земле», СССР был скрытой формой существования исторической Российской Империи, созданной и морально питаемой Православием и видящей свою историческую миссию как «удерживающего» от построения на земле ада. (2 Фес,2.7). Именно Православная Церковь в наибольшей степени заинтересована в территориальной целостности России и после «геополитической катастрофы» распада СССР продолжает помогать преодолевать центробежные силы и даже включать в Российскую сферу влияния новых членов, причем не обязательно Православных. (Сербия, Греция, Венесуэла, Израиль).

В свете вышеизложенного  первейшей задачей социально-консервативного синтеза является грамотный, глубокий социально-экономический анализ СССР как исторического феномена. Подобный анализ в Советском Союзе был не возможен, так как любые социально-экономические явления рассматривались сквозь идеологические фильтры, сам социализм и его успехи рассматривались только как «этапы большого пути» к коммунизму, а влияние религии на жизнь страны просто отрицалось. При этом согласно «перестроечной» статистке более 60% товаров народного потребления и более 40% продуктов питания производилось «теневой экономикой». Западными аналитиками во время «холодной войны» успехи СССР тоже рассматривались только с точки зрения оценки  угрозы «Западу» и возможностей их подрыва. Целый ряд социально-ориентированных аналитиков на Западе вообще отрицали наличие в России социализма, но при этом не делалось никаких попыток понять и оценить этого «тоталитарного монстра». В результате мы даже не знаем, какой собственно строй рухнул в 1991 году, и что собственно было «приватизировано». Как не знаем, что вместо него возникло в условиях либерального хаоса, что весьма актуально для понимания пути дальнейшего развития страны.

При этом необходимо отметить, что данная работа никоим образом не претендует на такой анализ, а только пытается  обосновать его своевременность, а также нащупать методологические основы такого анализа. В свете вышеизложенного хотелось бы отметить один чрезвычайно важный факт: последствия распада СССР по своему масштабу далеко выходят даже за рамки гибели Российской Империи, и носят не только геополитический, но и историко-цивилизационный характер.

Действительно после гибели СССР целый ряд исследователей заговорили о смене исторической парадигмы, глобализации, об эпохе постмодернизма (post-modern world) и т.д.  Наиболее скандальный из них американец японского происхождения Френсис Фуку яма [6] в 1992 году заявил о конце человеческой истории, как истории народов и цивилизаций. Конечно, в 1992 году многим казалось, что ничто не может остановить распада традиционных обществ и победного шествия по планете «нетрадиционного» сверх общества и бесспорного гегемона - США. Только обнаружение на Венере разумных, но не демократически настроенных осьминогов, нуждающихся в атомных бомбардировках для обретения свободы, равенства и братства, давало шанс на продолжение истории человечества, как истории «разумных» существ и спасение от всемирной скуки. Усама Бен Ладен весьма театрально опроверг Фукуяму, но вряд ли 11 сентября 2000 года можно считать конструктивным предложением международного сотрудничества.  К тому же существует мнение (см. Мур), что эти события явились результатом чисто внутреннего развития спецслужб и американского ВПК, да и сам Усама в 80-х, как известно, являлся главным распределителем фондов ЦРУ в Афганистане и любимым учеником «великого шахматиста» Збигнева Бжезинского. В любом случае человеческая история продолжается, хотя «конец новой истории» (modern history) превратился в трюизм. Возникает впечатления, что распад СССР действительно символизировал переход к существенно другой логике развития, и мы являемся свидетелями окончания исторических циклов значительно более длительных, чем сто лет. При этом исторические аналогии с Византией после 4-го Крестового похода просто бросаются в глаза. С этой точки зрения полезно посмотреть, откуда взялось понятие «исторического модерна», что такое «традиционные» общества, насколько СССР можно считать «традиционным обществом», и какие собственно длительные исторические тенденции привели к возникновению понятия «новый мир»(“modern world”), свидетелями конца которого мы являемся. 

Первым подразделение истории на античный мир, средние века и историю нового мира в 1895 году предложил родоначальник английской историографии лорд Актон для удобства преподавания. Он предложил преподавать Новую историю  с 1492 года и до современности так как « современная история начинается примерно 400 лет тому назад и отличается от предыдущей истории очевидными  и специфическими чертами». Условная граница между историческими эпохами примерно в 1450-1500 годах устояла с течением времени и при перенесении в другие культуры. Это наводит на мысль, что  действительно в этот период произошло некое событие, определившее развитие человечества более чем на 500 лет вперед.

В 1492 году была открыта Америка, примерно в это же время началась череда войн  между Францией и Испанией, Тюдоры пришли к власти в Англии, Мартин Лютер начал свою проповедь в Германии, а Иван Великий в России отказался платить дань татарам. Но открытие Америки оказало мало влияния на современников, и последствия этого открытия стали важными столетия после этого. Тюдоры были весьма значительны для Англии, но эта страна  в то время не обладала таким уж большим влиянием. Взлет науки и промышленная революция, которые отождествляют с «новым временем» начались, по крайней мере, на сто лет позже, а новые социальные отношения в разных странах сформировались в разное время. Так в Германии и в России феодализм успешно боролся за свое существование даже и в 20-м веке. 1500 год является расцветом эпохи Возрождения, но если человек Возрождения, повлиявший на все человечество, когда-либо существовал, то он появился, по крайней мере, на 100 лет раньше. Для Лорда Актона наиболее значительным явлением было возникновение протестантизма, которое подписало смертный приговор Священной Римской Империи и способствовало, таким образом, созданию национальных государств в Западной Европе. Но Германия стала национальным государством только в 1871 году, да и  национализм после Гитлера как-то потерял свою безоговорочную привлекательность..

             Единственное событие, которое произошло примерно в это время, и было столь значительным, что могло изменить парадигму развития человечества на 500 лет вперед - это падение Константинополя в 1453 году. Византийская Империя - второй Рим, связующее звено между античным миром и поднимающейся из полного варварства Западной Европой, которая была источником государственности, законов, образования и искусств в течение более 1000 лет, ослабленная четвертым крестовым походом внезапно исчезла. Византийская Церковь, которая была матерью для Русской Православной Церкви, стала частью Оттоманской Империи, и именно это событие сделало Россию не просто главным, а единственным Христианским государством того времени. Взятие Константинополя войсками султана Махмуда поставило точку под последствиями 4-го Крестового похода, закрепив Великий Раскол.

С экономической и геополитической точки зрения Византия, в отличие Иберийского полуострова и Палестины, была единственным местом, где происходил сравнительно мирный культурный обмен европейцев с исламским миром. Падение Константинополя закрыло пути на Восток, прервав все торговые связи с Китаем и Индией и направив исследовательскую энергию не слишком гуманных европейцев на Американский континент. Именно это событие сделало Сэра Фрэнсиса Дрейка адмиралом ее Величества, а Англию превратило в Британскую Империю, оставившую далеко позади Венецию, которая организовала четвертый крестовый поход для увеличения своего влияния. Воспоследовавшее покорение Америки и геноцид населения целого континента, оставило неизгладимые шрамы на сознании человечества, с тех пор постоянно озабоченного вопросом: «а чья земля сегодня интересует бледнолицых братьев?».  Именно озабоченность этим вопросом населения Германии после первой Мировой Войны в немалой степени способствовала росту популярности Адольфа Гитлера. Удивительным образом католическая церковь в 1453 году, подобно США в 1991 году, потеряв геополитического соперника и объект сравнения, обнаружила себя врагом своих бывших почитателей и союзников, эпоха Возрождения превратилась в ностальгию по язычеству и культурную де христианизацию, а католическая Реформация в начало де христианизации политической – секуляризм.

С культурологической точки зрения Византийские беженцы, которых только в Венеции было в то время более 5000, привезли с собой библиотеки, в немалой степени способствовавшие интеллектуальному подъему в Италии, превратившемуся в итальянское Возрождение. Одна из этих библиотек, содержавшая  математические трактаты о конических сечениях константинопольских профессоров  физики, геометрии и математики Исидора и Антемиуса,   стала частью знаменитой библиотеки Bibliotheca Corviniana, собранной венгерским королем Матиасом  Корвинусом (1458-1490). Император Юстиниан поставил Исидора и Антемиуса надзирать над каменщиками (каменщики по латыни - масоны), строившими Собор Святой Софии, с целью получить общедоступную формулу постройки купола, причем строили купол дважды, поскольку каменщики процесс получения формулы саботировали, и слишком плоский купол провалился. Оргвыводы  Юстиниана, традиционные для римской империи, убедили каменщиков раскрыть секреты профессии математикам Исидору и Антемиусу, которые творчески осмыслили результаты этого взаимодействия и изложили их в виде первого трактата по сопротивлению материалов и  формулы геометрии купола, оказавшейся одним из конических сечений – эллипсом. Купол Святой Софии, первый в Европе после падения Западной Римской Империи,  был достроен и стоит до сих пор, а трактат стал учебным пособием византийских архитекторов, одна и копий которого оказалась частью  Bibliotheca Corviniana  [7,8].  Когда венгерским королем стал датский король Рудольф  (1572-1608), будущий император священной римской империи, к этой библиотеке, несомненно, получил доступ датский дворянин и его королевский астролог Тихо Браге, приемник которого Иоанн Кеплер использовал конические сечения константинопольских профессоров для описания законов движения планет солнечной системы, получившее название законов Кеплера. Создатель физики как науки Исаак Ньютон открыл свои законы, применив изобретенное им дифференциальное исчисление к законам Кеплера, а наблюдение над падением яблока как источник закона всемирного тяготения является все-таки анекдотом. Таким образом, инициация Ньютона как ученого, создавшего научный базис промышленной революции и «нового мира»,  является следствием построения Святой Софии,  а подлинным создателем научного метода, как диалектического единства практики и теории был, несомненно, Император Юстиниан.  

Из вышесказанного становится ясно - главной чертой исторического модерна и построения «нового и новейшего мира (“modern world”), который начался с падения Византии, а закончился внезапным, поразительным распадом антихристианской советской империи, было непрерывное падение влияния восточного Христианства. С этой точки зрения коммунистический проект СССР был наивысшей точкой развития  главной идеи эпохи Возрождения - гуманизма, а распад СССР  и последовавшая за этим геополитическая катастрофа, возможно, означают начало  интеллектуального и духовного подъема Православия и восстановление Христианской Империи. Тот факт, что на Ближнем Востоке, как и 600 лет назад идет война между «западным христианством»  и Исламом, только подтверждает догадку, что все вернулось "на круги своя», и «нет ничего нового под солнцем», а мы являемся свидетелями завершения целого ряда исторических циклов, в том числе и очень длительных.

Особый интерес представляет тот факт, что целый ряд вышеуказанных достоинств СССР так или иначе был связан с христианской моралью, а целый ряд мобилизационных достоинств  экономики СССР был характерен и для Византийской Империи. Достаточно упомянуть, что в Византии право частной собственности было ограниченно правом конфискации властью земельной и другой собственности в критической ситуации (война, мор, засуха и т.д.), которой Византийские Императоры весьма дорожили. Отдельного упоминания заслуживает домостроительная, нетоварная экономика монастырей, составлявшая на рынке весьма успешную конкуренцию ориентированным на прибыль латифундиям.
Напрашивается вывод, что все вышеперечисленные достоинства СССР прямого отношения к «коммунистической идеологии» не имеют, а их успех связан, как правило, с  укорененностью в традиционном для Православия образе жизни.

В связи с этим  следует отметить, что в литературе активно обсуждается тема обществ традиционных, построенных на принципе народа-семьи и нетрадиционных построенных на принципе общественного договора свободных индивидуумов (Руссо), и характерных для стран с развитым капитализмом. Такая классификация представляется условной и не всегда адекватной – достаточно применить её к современным Китаю и Корее, где развитый капитализм успешно сочетается с принципом народа-семьи и даже с руководящей ролью коммунистической партии. В данной работе в связи с ее экономической направленностью предлагается считать традиционными общества, базирующиеся  на авраамовской религиозной традиции (иудаизм, христианство, ислам), прямо осуждающей и даже отвергающей взимание банковского процента, то есть ростовщичества и чья экономическая жизнь подчинена принципам «экономии» - то есть домостроительства. В рамках «экономии» законы считаются  производными от морали, а хозяйственная деятельность  оценивается с точки зрения достижения общего блага. В рамках такой системы экономическая деятельность не может считаться успешной, если при этом происходит массовое вымирание населения, какими бы блистательными при этом бы не были экономические показатели. С этой точки зрения особый интерес представляет экономика СССР после войны, а также современные экономики Китая и России.

Примечательно, что целый ряд экономических мер, предпринятых в СССР после ВОВ напоминают меры, которые были предприняты Византией накануне четвертого Крестового похода, а именно:

1.Полная регулируемость правительством потоков товаров, людей и золота через границу. Количество денег, которые остаются привязанными к золоту остается постоянным.
3. Государство активно вмешивается в экономику для поддержания стабильности экономических показателей, в частности цен. Поскольку производство стабильно, то и цены тоже могли быть стабильны.

4. СССР имел собственную денежную систему, которая не была интегрирована в мировую экономику и поэтому не могла быть использована для покупки товаров в СССР и их вывоза  за границу.

Естественно, что повышение производительности труда в рамках такой системы неизбежно вело к дефляции, что согласно современным монетаристким теориям ведет к «эффекту отложенного спроса» и в частности в условиях капитализма привело США к кризису перепроизводства и «Великой депрессии». Действительно в условиях дефляции промышленность не может конкурировать с банковским процентом, что приводит к оттоку капитала из промышленности и к сокращению производства, а компенсационные механизмы просто не успевают вступить в строй в силу «эффекта отложенного спроса». Плановая экономика в послевоенном СССР  достигала отрицательной обратной связи с дефляционными процессами  одновременным повышением норм выработки, что неизбежно заставляло местных руководителей постоянно внедрять новые методы производства [12].  . Естественно главным врагом такой системы являются очковтирательство и фальсификации отчетности, подрывавшие саму основу принимаемых решений. Таким образом дефляционная экономика послевоенного СССР действительно принципиально отличалась как от капиталистической, так и от экономики после сталинского СССР, и практически отвергала инфляцию как экономический инструмент. При этом в рамках дефляционной экономики банковская деятельность может быть успешной даже в условиях нулевого банковского процента, общество,  избавленное от манипуляций финансовых спекулянтов,  может оставаться традиционным, а экономика быть «экономией». Примечательно что современные экономики России и Китая в силу искусственно заниженного курса своих валют обладают способностью к успешной дефляционной экономике не выходя за рамки мирового разделения труда, так как могут купировать эффект отложенного спроса для экспорта  и стимулировать экономическое развитие экспортных отраслей повышением курса национальных валют.

 

Выводы:

  1. Модернизация экономики на основе специфически западной либеральной модели провалилась, ввиду ее неспособности обеспечить макро конкурентоспособность современной России. Понятие «модернизация» не эквивалентно понятию «вестернизация» (westernization), а их смешение и подмена одного понятия другим является одной из причин неспособности Российского правительства  провести адекватную экономическую реформу в 1991 году.
  2. Модернизация России должна быть понята как обеспечение макро-конкурентоспособности российской экономики в условиях стремительно глобализирующегося мира, что  требует, прежде всего,  быть отличным от иностранных конкурентов и ТНК. С этой точки зрения национальная и религиозная идентичность России в  сочетание с опытом СССР в организации планового хозяйства являются основой социально-консервативного синтеза – залога успешной модернизации.
  3. Укорененность национальной культуры России в Православии является ее естественным макро конкурентным преимуществом, так как именно это определяет «холистичность» русской политической культуры, а также ее способность интегрировать в российский цивилизационный проект другие народы без утери ими национальной или религиозной идентичности.
  4. Последствия распада СССР по своему масштабу носят не только геополитический, но и историко-цивилизационный характер. Распад СССР символизировал переход к существенно другой логике развития, и анализ его последствий для целей социально-консервативного синтеза методологически требует учета длительных религиозно-социальных циклов и построения исторических аналогий не только с Российской Империей, но и с Византией. С этой точки зрения распад СССР  и последовавшая геополитическая катастрофа, возможно, означают начало  интеллектуального и духовного подъема Православия и восстановление Христианской Империи.

5.      Современные экономики России и Китая в силу искусственно заниженного курса своих валют обладают способностью к дефляционной экономике не выходя за рамки мирового разделения труда, так как могут купировать эффект отложенного спроса повышением курс национальных валют.

 

 Литература:

  1. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность: законы выживания, Москва 2002
  2. Портер М. Международная конкуренция Москва, Издательство «Вильмс» 2000 г.
  3. Владислав Сурков: Национализация будущего -  параграфы pro суверенную демократию.
  4. Владислав Сурков: Русская политическая культура. Взгляд из утопии.
  5. Стенографический отчет о встрече Владимира Путина с делегатами Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук. 21 июня 2007 года, Ново-Огарево www.rost.ru
  6. Francis Fukuyama The End of History and the Last Man. Free Press, 1992
  7. Bibliotheca Corviniana: The library of Matthias Corvinus of Hungary, Shannon: Irish University Press (1969). ISBN 7-165-0311-5.
  8. Bibliotheca Corviniana Digitalis - National Széchényi Library, Hungary
  9. Kitty Ferguson: The nobleman and his housedog: Tycho Brahe and Johannes Kepler: the strange partnership that revolutionized science. London : Review, 2002 ISBN 0-7472-7022-8 (published in the US as: Tycho & Kepler: the unlikely partnership that forever changed our understanding of the heavens. New York: Walker, 2002 ISBN 0-8027-1390-4)
  10. Mainstone, Rowland J. (1997). Hagia Sophia: Architecture, Structure, and Liturgy of Justinian's Great Church (reprint edition). W W Norton & Co Inc.. ISBN 0-500-27945-4.
  11. Аристотель «Афинская полития»
  12.  Миронин С. Как Хрущев разрушил СССР

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
m_vb
Nov. 30th, 2015 07:12 pm (UTC)
Да. Это надо публиковать заново.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

irssras
Institute of Religious and Social Studies
Website

Latest Month

December 2011
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner